
О том, как выступление Pussy Riot в храме Христа Спасителя разделило российское общество
05.09.2012 15:00
Ход событий по делу группы Pussy Riot напоминает археологические раскопки. Снимается один слой земли за другим, и на поверхность каждый раз выходят новые, все более глубинные социальные противоречия. Вскрытые противоречия касаются не только вопросов религиозности, но и политических векторов, доверия судебной системе, гендерных отношений, национальной идентичности. Дело трех молодых, до этого почти никому не известных женщин отчетливо разделило российское общество. Оно провоцирует конфликты не только между отдельными публичными фигурами, но и между целыми группами прежде, казалось бы, единомышленников.
Следуя опросам ФОМ, разделим общество на два лагеря: тех, кто считает наказание в виде двух лет лишения свободы для Pussy Riot справедливым, и тех, кто его таковым не считает. Затем попытаемся найти очаги возгорания конфликта по обе стороны баррикад.
Согласно последним данным ФОМ, справедливым считают наказание для девушек из Pussy Riot больше половины населения – 53%. Людей, которые придерживаются такого мнения, больше всего среди неработающих пенсионеров, жителей малых городов и поселков городского типа, а также – в электорате Владимира Путина. Расценивающих наказание как справедливое спросили, почему они так считают (этот открытый вопрос задавался еще в марте). Респонденты чаще всего ссылались на недопустимость осквернения святынь. «Девицы наплевали в душу верующим», – таков вердикт этой части общества.
Считают наказание для Pussy Riot в виде двух лет лишения свободы несправедливым больше четверти наших сограждан: 27%. Однако практически треть этой группы говорят не о чрезмерной строгости суда, а напротив, настаивают на более суровом наказании. «Они надсмехались над Россией», – убежден один из респондентов. Кто-то предлагает, в обход законодательства, прибегнуть к варварским способам наказания – в частности, высечь участниц группы.
Посмотрим на социальный портрет людей, которые не согласны с решением судьи Сыровой. Их чаще можно встретить среди респондентов с доходом выше среднего, тех, кто готов участвовать в акциях протеста, а также в электорате Михаила Прохорова и среди «интернетчиков». Люди, придерживающиеся «феминистических» взглядов, также чаще, чем население в целом, считают приговор несправедливым.
Итак, оценка справедливости приговора зависит не от религиозных воззрений, а от таких социально-демографических характеристик, как доход и статус, то есть получается, что раскол в обществе на базовом уровне по поводу дела Pussy Riot обусловлен не только и не столько религиозно-этическими разногласиями, сколько доступом к ресурсам.
Теперь обратимся к ответам на открытый вопрос «Все мировые СМИ освещали дело Pussy Riot. Почему, на Ваш взгляд, это дело вызвало за рубежом такой интерес?» На наш взгляд, именно аспект международного резонанса позволяет раскрыть основные смыслы, которые население России связывает с делом Pussy Riot и собственной идентичностью. Все ответы на вопрос о международном резонансе этой истории можно разделить не четыре группы.
Во-первых, все еще довольно широко распространено унаследованное с советских времен «Россия vs остальной мир». Суть этого антагонизма наиболее точно выразил один из респондентов: «все страны ненавидят Россию и обрадовались такому позору». Случай с Pussy Riot указывает на непреходящую актуальность теории заговора против родной страны: «заказали, дождались адекватной реакции – теперь смакуют».
Во-вторых, частью респондентов конфликт вокруг Pussy Riot трактуется как политический. Люди уверены: широкий отклик акция получила по причине упоминания Путина. Кроме того, часть опрошенных уверены, что инцидент в храме Христа Спасителя вскрыл противоречие: Россия лишь позиционирует себя как правовое государство, а на самом же деле – «нет демократии в стране».
В-третьих, мировой резонанс объясняется тем, что Запад получил повод «подорвать нашу православную веру», кто-то из респондентов даже констатировал факт «войны католиков и христиан».
В-четвертых, реакция респондентов на дело Pussy Riot наглядно демонстрирует, что часть населения чувствительна к границе, которая разделяет территорию влияния церкви и государства. В марте 2012 года респонденты говорили, что «наказание должно быть церковное, а не гражданское»; «это действо можно церковно предать анафеме, так как дело было в церкви, без привлечения государственных органов карания».
Таким образом, мы видим, что отношение к делу Pussy Riot вскрывает некоторые особенности менталитета российских граждан. С одной стороны, люди апеллируют к закону и констатируют отсутствие демократии в стране, с другой же стороны, в обход правовым методам урегулирования ситуации призывают к самосуду и жесткой расправе над девушками. Поводами для недовольства становятся не только оскорбленные религиозные чувства, но и оскорбленные «демократические чувства». А «враги» видятся не только среди тех, кому за рубежом «выгодно нас унизить», но и среди собственных сограждан.